Для более удобного передвижения по участку в комплектацию современных снегоуборщиков входит шасси. В зависимости от модификации, агрегат может быть оборудован колесами или гусеницами. У каждого типа шасси есть свои особенности, преимущества и недостатки. Их изучение поможет определить, какой именно снегоочиститель подойдет для тех, или иных эксплуатационных условий.
Снегоуборочная техника может передвигаться при помощи двух колес или пары гусениц.
Колесные агрегаты обладают следующими преимуществами:
- высокая маневренность – снегоочистители на колесах обладают меньшим радиусом поворота. Благодаря этому их можно использовать на небольших участках;
- небольшой вес – колеса для снегоуборщика весят гораздо легче, чем гусеницы. Соответственно, масса самого снегоочистителя также будет меньше;
- простота в обслуживании и замене деталей – пробитое колесо агрегата заменить гораздо проще, чем поврежденную гусеницу или ее неисправное звено. Это позволяет выполнить ремонт шасси своими руками.
Среди минусов колесных машин нужно выделить:
- плохую устойчивость на скользком обледеневшем покрытии – колеса с резиновыми шинами склонны к пробуксовке при передвижении по льду. К тому же, они часто зарываются в толстый слой снега;
- неспособность выдерживать сильные морозы – при температуре от -40 ⁰C и ниже резина на колесах начинает твердеть, теряя свою эластичность. Из-за этого на покрышках со временем образуются трещины;
- необходимость периодической замены шин – после 2–3 сезонов интенсивной эксплуатации рисунок протектора на покрышках стирается, и шины приходят в негодность. Чтобы продолжать использование техники, колеса, по мере их износа, требуется менять.
В свою очередь снегоуборщики на гусеницах обладают такими достоинствами:
- повышенная проходимость – гусеницы обладают большей площадью контакта с покрытием, чем колеса. Благодаря этому гусеничная техника способна добраться туда, куда не доедут колесные агрегаты;
- сроки эксплуатации – при условии правильной эксплуатации гусеницы не потребуют частой замены связующих звеньев. В этом плане любая гусеничная снегоуборочная машина гораздо выгоднее колесного агрегата;
- отсутствие риска прокола – в отличие от колес с резиновыми покрышками, гусеничные механизмы не боятся торчащих из снега гвоздей и других острых предметов.
Среди недостатков агрегатов шасси этого типа нужно выделить:
- большой вес – из-за увеличенной массы управлять гусеничным снегоочистителем гораздо сложнее, чем колесной машиной;
- плохая маневренность – большой радиус разворота делает гусеничную технику неповоротливой на небольших участках;
- увеличенный расход топлива – большая масса гусениц требует от двигателя создания повышенного усилия. От этого возрастает количество потребляемого ДВС горючего.
Для крупных по своей площади участков лучше всего подойдет снегоуборщик на гусеничном ходу. Участки с меньшей площадью гораздо легче и дешевле обслуживать колесной техникой.
Содержание
Области эксплуатации колесных и гусеничных снегоуборщиков
Разные типы шасси делают снегоуборщики пригодными для эксплуатации в тех, или иных условиях. Колесные снегоочистители лучше всего использовать на ровных участках без крутых подъемов и склонов. На территории могут быть труднодоступны места – высокая маневренность позволит снегоочистителю быстро расчистить их без риска повредить рукоятками или ковшом внешнюю отделку жилых зданий. Колесные снегоочистители хорошо справляются с уборкой слоя снега, толщина которого не превышает 30 см. Если снега больше, то агрегат будет постоянно зарываться в него. Еще одно важное требование – участок не должен быть покрыт ледяной коркой.
Гусеничные снегоочистители подойдут для расчистки снега на территориях со склонам и спусками. Толщина слоя снега практически не имеет значения, так как гусеничное шасси в любом случае не застрянет в снегу. Гусеничные машины можно уверенно использовать на участках, покрытых ледяной коркой – машина не будет буксовать на ней, и, при включенной второй передаче, сможет уверенно передвигаться, убирая снег. Снегоочистительная техника с гусеницами отлично подходит для расчистки крупных снежных сугробов, высотой до 2,5 м. Она также хорошо справляется с расчисткой тяжелого слипшегося снега.
Большой вес гусениц с легкостью дробит массы. После этого шнековый механизм измельчает оставшийся снег и направляет его внутрь выбросного желоба.
Устройство привода колес снегоуборщика
Привод колес отвечает за передачу вращательного усилия от ведущего вала двигателя на ведомые составляющие шасси. Основной элементы привода – ремень, который отвечает за соединение мотора и редукторов ведомых колес.
Помимо ремня в устройство приводного механизма входят такие элементы:
- трансмиссия;
- приводной вал;
- привод, передающий усилие на ось, имеющую внутренние зубцы;
- стабилизатор, который вращается свободно, независимо от положения других деталей.
Приводной вал, в свою очередь, состоит из малой и большой шестерней. Во время передвижения малая шестерня приводит в действие большую, что обеспечивает вращение правого и левого колес, независимо друг от друга.
Снегоуборщик гусеничный оборудован схожим приводом. Единственная разница заключается в том, что основными рабочими органами в приводных механизмах гусеничных снегоочистителей выступают цепи. Они прочнее ремней, поэтому способны выдержать более высокие нагрузки.
Какое давление должно быть в шинах снегоуборщика?
Проверять состояние колес нужно перед каждым началом эксплуатации снегоочистителя. Один из важнейших факторов, от которого зависит исправная работа колес – это давление в шинах. Для измерения этого параметра нужно использовать манометр.
Каждый из производителей снегоуборочной техники указывает свои средние параметры давления. В среднем, этот показатель для каждого колеса должен составлять 1,4 бар. Превышать этот показатель при накачке шин категорически запрещено, так как это может привести к чрезмерному расширению покрышек и их ускоренному износу.
Производители снегоуборщиков не рекомендуют владельцам техники самостоятельно заниматься шиномонтажным работами без соответствующего опыта. В этих случаях даже незначительная ошибка может привести к проколу покрышки или деформации металлического обода, на которую она устанавливается.
Виды гусеничных шасси для снегоуборщиков
В зависимости от своей заводской комплектации гусеничная снегоуборочная машина может комплектоваться двумя типами шасси. В их число входит:
- двухкатковое – состоит из гусеницы, а также двух шестерней – катков, один из которых ведущий;
- трехкатковые – шасси этого типа имеют форму треугольника, в верхней части которого расположена ведущая шестерня, а в нижней – 2 опорные шестерни.
Единственная разница между этими двумя типами заключается в контактной площади соприкосновения с поверхностью. Трехкатковые шасси при передвижении занимают площадь, которая почти в 2 раза больше, чем у двухкатковых механизмов. Иными словами, снегоочиститель с трехкатковым шасси будет более эффективным на крупных по площади участках, где машине нужна большая площадь контакта с покрытием.
Важный недостаток трехкатковых механизмов заключается в достаточно высоко расположенном центре тяжести. Соответственно, они будут менее устойчивы на склонах. Таким образом, технику с гусеницами этого типа лучше всего использовать на ровных участках.
Колеса и гусеницы – основные требования к шасси
Как самодельные, так и рыночные снегоуборщики могут исправно работать только при наличии устойчивого и проходимого шасси. Независимо от того, как именно передвигается техника – на колесах или на гусеницах, к выбору ее органов передвижения нужно подойти с особым вниманием.
Колесное шасси должно соответствовать следующим критериям:
- надежность и правильность крепления ведомых колес на валах – при движении они не должны создавать люфта или скрипеть. Их также не должно тянуть в сторону;
- прочность болтов соединения – болты, удерживающие органы передвижения снегоочистителя, не должны иметь следов коррозии, а резьба, на которую они закручиваются – заусенец и прочих признаков износа;
- состояние ремня – на нем не должно быть трещин, растяжек или других признаков износа;
- внешний вид покрышек – оптимально, чтобы шины были абсолютно новыми, без стертого рисунка протектора и заводской маркировки;
- давление в шинах – оно не должно быть выше 1,4 бара. При слишком низком давлении колеса снегоуборщика будут заметно проседать. Из-за этого при эксплуатации двигателю агрегата потребуется больше усилий, чтобы заставить их вращаться. При слишком высоком давлении колеса, наоборот, будут подпрыгивать. Из-за этого снижается площадь контакта снегоуборщика с землей, в результате чего ухудшается его устойчивость.
При выборе гусеничного механизма нужно обращать внимание на такие факторы:
- количество катков – для работы на крупных и ровных участках будет трехкатковое шасси. Участки с подъемами или спусками легче обслуживать машиной с двухкатковым механизмом;
- внешний вид – на звеньях гусениц не должно быть видно лишних отверстий, сколов или вмятин. Все детали механизма должны быть одинакового цвета без следов подкраски;
- крепление звеньев – детали гусеничного механизмы должны плотно сидеть в своих посадочных местах, не образуя при движении люфтов или растягиваний;
- состояние цепи – основной приводной элемент снегоуборщика не должен иметь следов коррозии или износа.
При покупке нового снегоуборщика очень важно внимательно осмотреть его шасси. В противном случае появится риск скорой поломки органов передвижения и необходимости их ремонта.