По своему принципу работы снегоуборочная техника делиться на шнековые, шнекороторные и роторные агрегаты. Каждый вид снегоочистителей имеет, как свои преимущества, так и недостатки. Кроме того нужно помнить, что модели разных типов показывают максимальную эффективность только в тех условиях, для которых они предназначены.
В зависимости от своей комплектации и предназначения, снегоочистители могут относиться к таким видам:
- шнековые – снегоуборщики этого типа называют одноступенчатыми. Во время работы они собирают, измельчают, выбрасывают снег за один рабочий цикл. Машины этого типа подходят для уборки свежевыпавшего снега на территориях, площадью до 25 соток;
- шнекороторные – эти снегоочистители называют двухступенчатыми, так как при эксплуатации сбор снега выполняется шнеком, а измельчение, а также отбрасывание к желобу – роторной крыльчаткой. Шнекороторные агрегаты показывают высокую эффективность при уборке слипшегося тяжелого снега на участках, площадью от 20 до 50 соток;
- фрезерно-роторные – техника этого типа работает по тому же принципу, что и шнекороторные машины. Разница заключается только в большей мощности фрезерно-роторных снегоочистителей, их значительному запасу тяги и возможности расчищать ими сугробы, высотой до 3 м. Снегоочистители этого типа практически всегда используются вместе с минитракторами, мощными мотоблоками и грузовыми автомобилями. Область их эксплуатации – особо крупные парковки, городские улицы, автострады.
От типа снегоуборщика во многом зависят такие его параметры, как маневренность, производительность, а также габариты и масса. Соответственно, небольшие шнековые машины выделяются лучшей маневренностью, однако их производительность небольшая. В то же время шнеко- и фрезерно-роторные модели будут показывать более высокую производительность, однако не смогут обслуживать территории с труднодоступными участками.
Содержание
Из чего сделать шнек для снегоуборщика?
Независимо от типа, любая самодельная снегоочистительная машина для дома должна комплектоваться шнеком. Именно этот элемент отвечает за сбор снега и его измельчение для дальнейшего направления к выбросному желобу.
Для изготовления шнека подойдут разные материалы, однако чаще всего снегоуборщик роторный комплектуется металлическим или пластиковым механизмом. Металл выделяется повышенной прочностью и устойчивостью к повреждениям. К тому же, металлический шнековые механизм можно отремонтировать. Если во время эксплуатации снегоочиститель роторный наехал на твердое препятствие, в результате чего металлический шнек лопнул или его часть полностью откололась, то ее можно приварить и продолжить использование машины. Главные минусы металла – это большой вес и его свойство со временем ржаветь.
Шнеки из пластика отличаются меньшим весом, поэтому их можно устанавливать на малогабаритные модели. Пластиковый шнек не ржавеет, однако, если он был поврежден, то оператору потребуется заменить весь рабочий механизм снегоочистителя.
Как самому сделать шнек для снегоуборщика своими руками?
После выбора материала для шнека, можно приступать к изготовлению самого механизма. При этом важно, чтобы он получился сбалансированным, в противном случае самодельный снегоуборщик шнековый при движении будет тянуть в сторону.
В первую очередь, потребуется изучить чертежи. У них должны быть указаны размеры составляющих элементов, а также порядок и способ их монтажа в общее устройство.
Имея схему под руками, можно приступать к работе.
Чтобы изготовить шнек, нужно действовать в таком порядке:
- Сначала из выбранного материала электрическим лобзиком потребуется вырезать 4 одинаковых по размерам диска. Главное – их диаметр должен быть меньше диаметра заборного ковша снегоочистителя. После этого диски нужно с двух сторон заточить;
- Затем в каждом из дисков потребуется просверлить отверстие, равное диаметру оси. Далее элементы устанавливаются на ось под углом к сторонам лопаток, подкидывающих снег;
- Кольца, полученные после сверления, с одной стороны потребуется разрезать, а затем растянуть их края в разные стороны. После этого должны получиться 4 равных по размерам элемента спирали;
- Затем потребуется доделать ось. Для этого к ее центру нужно друг напротив друга приварить 2 лопатки. К концам оси необходимо приварить одну короткую и одну длинную цапфу для монтажа подшипников;
- Далее готовые шнековые лезвия потребуется приварить к оси. Если ножи для шнека были изготовлены из резины, то для их монтажа потребуется сделать крепления в виде приваренных к валу металлических пластин с заранее просверленными в них отверстиями. После этого резиновые ножи будут крепиться к пластинам посредством болтовых соединений;
- В конце на цапфы по бокам вала нужно установить подшипники. На более длинную цапфу также потребуется насадить шкив или звездочку – это зависит от типа привода, которым оборудован самодельный снегоочиститель.
Самодельный роторный снегоуборщик своими руками
Также как и шнековый агрегат, роторный уборщик снега можно самостоятельно. Для этого потребуется иметь под руками сварочный аппарат и токарный станок.
Чтобы сборка снегоочистителя принесла результат, потребуется заранее изучить чертежи. В дальнейшем на каждом из этапов изготовления нужно сверяться со схемами – это позволит вовремя предотвратить ошибки.
Алгоритм действий при изготовлении снегоочистителя выглядит следующим образом:
- Вначале нужно подготовить двигатель. Лучше всего оборудовать самодельный шнекороторный снегоуборщик бензиновым мотором, так как он имеет более высокую мощность и повышенный запас тяги. Агрегат с таким ДВС можно будет использовать для уборки не только легкого, но и более тяжелого слипшегося снега. Мотор для снегоочистителя должен быть заранее оборудован глушителем, тросом управления дроссельной заслонкой и бензобаком. Важно чтобы двигатель был полностью исправным;
- Далее нужно сделать ротор. Для его изготовления потребуется металлическая заготовка, которой нужно придать соответствующие формы на токарном станке. По своей форме готовый ротор должен напоминать диск, который будет соединяться со ступицей при помощи болтовых соединений. К готовой конструкции нужно приварить 5 одинаковых по размерам лопастей. Чтобы снегоочиститель шнекороторный смог убирать тяжелый влажный снег, к обратной стороне каждой из лопастей нужно приварить ребра жесткости;
- Для защиты ротора снегоуборщика потребуется паяный кожух, который будет крепиться к крышке встроенного картера. Чтобы во время работы двигатель получал дополнительное охлаждение, головку цилиндра потребуется установить под углом 90 ⁰;
- Затем на корпус ротора необходимо насадить вал, который должен быть расположен на 4 одинаковых шарикоподшипниках. К корпусу вал будет крепиться посредством болтов и металлического прижимного кольца. При этом сам корпус нужно прижать к раме при помощи скобы, частично захватывающей встроенное прижимное кольцо;
- В качестве съемных деталей снегоуборщика будут выступать скребки, расположенные вдоль рамы, а также алюминиевая стенка роторного корпуса.
Не крутиться шнек на снегоуборщике – как решить проблему?
Современные снегоуборщики с металлическим или резиновым шнеком достаточно надежны, однако и они ломаются по причине неправильной эксплуатации, работы под повышенными нагрузками и механических повреждений.
Зачастую при использовании снегоочистителя из строя выходит его рабочий орган – шнековый механизм. Во время эксплуатации снегоуборщика он непрерывно захватывает снег, измельчает его и отправляет в выбросной желоб. Соответственно, шнековый механизм, наряду с двигателем, поддается самым высоким нагрузкам.
Если снегоочиститель шнековый запущен, однако его рабочий орган не вращается при нажатии на соответствующий рычаг, то причины этому могут быть следующие:
- нарушение фиксации тросика, приводящего шнек в движение;
- полностью оборван привод шнека снегоуборщика;
- неисправности сцепления;
- разорван ремень шнека для снегоуборщика;
- износ, деформация, поломка шестеренчатой или ременной передачи.
Устранить неисправность помогут следующие действия:
- Вначале нужно заглушить двигатель снегоуборщика и подождать примерно 10 минут для его остывания;
- Затем потребуется несколько раз нажать на рычаг запуска шнека, одновременно наблюдая за тем, движется ли рычаг сцепления. Если при этом рычаг остается в неподвижном состоянии, то нужно определить, приходит ли в движение тросик, протянутый сквозь него;
- Затем необходимо отсоединить тросик от штатного рычага, немного потянуть его на себя пассатижами. В том случае, если рычаг сцепления или проходящий сквозь него тросик начал движение, значит, тросик должен быть заменен.